Музей
Дорогие друзья!
Вы пришли в Музей Истории Колледжа (МИК), в архивах которого сохранилось большое количество фотографий, интересных материалов и экспонатов. Думаю, что, как и мы, вы увидите и почувствуете, как жизнь невесомо проскальзывает рядом, шурша мгновениями, оставляя навеки впечатления в памяти своими яркими пятнами.
Смотрите! Медленно, не торопясь, с удовольствием! Фотографий в архиве музея колледжа много, и все они о людях, достойных внимания и уважения! Любопытные фото, какими были выпускники авиационного техникума в СССР.
Это уникальные фото! Вглядитесь в эти лица. Они работали и учились в авиационном техникуме 95 лет назад. Именно эти люди стояли у истоков авиационной промышленности нашей страны.
ГБПОУ «Нижегородский авиационный технический колледж»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
По решению Президиума Нижегородского крайисполкома от 16 июня 1930 года был создан Авиационный техникум путем преобразования самолетного отделения Нижегородского Индустриального техникума в два самостоятельных техникума:
- Нижегородский авиатехникум
- Нижегородский техникум гражданского воздушного флота.
В 1932 году оба техникума были объединены в один. На базе техникума были открыты две специальности:
- Производство летательных аппаратов
- Технология машиностроения
Выпускался на Горьковском авиационном заводе в годы Великой Отечественной войны. Генеральный конструктор Семен Алексеевич Лавочкин
В 1932 Горьковский авиационный техникум (ГАВИАТ) располагался на ул. Свердлова, в настоящее время это ул. Большая Покровская
1933 год
ГАВИАТ (Горьковский Авиационный Техникум) переведен в трехэтажное здание на ул.Чаадаева , 2В у проходных завода им. Серго Орджоникидзе.
В 1935 году техникуму присвоено имя Героя гражданской войны, Главнокомандующего военно-воздушными силами наркома обороны, а впоследствии начальника Главного Управления авиационной промышленности Наркома тяжёлой промышленности СССР товарища Петра Ионовича Баранова после его гибели при авиационной катастрофе
В 1940 году в ГАВИАТ переезжает в новое здание с учебным корпусом, мастерскими, студенческим общежитием, которое находилось на площади Горького.
ГБПОУ «Нижегородского авиационного технического колледжа»
2025
Солидная материально-техническая база,
высококвалифицированные педагогические кадры,
активная студенческая жизнь и конечно любимые студенты!
Вклад преподавателей, сотрудников ГАВИАТ (Горьковский авиационный техникум) работников ГАЗиСО (Горьковский авиационный завод им. Серго Орджоникидзе)
В докладе директора ГАВИАТа Аркадия Ивановича Волгина А.И. в 1945г. есть интересная информация о жизни техникума в военное время: « Для техникума настали самые тяжёлые в его истории дни. Ребром встал вопрос: закрывать техникум или, преодолев все трудности и при почти невозможных условиях, готовить специалистов для авиапромышленности. Коллектив ГАВИАТа пошёл по второму пути; стали заниматься в коридорах, подвалах, фойе, без книг, без лабораторий и т.д. Взамен направленных на заводы студентов стали осуществлять новые наборы на учебу по 600-800 чел.
Несмотря на все трудности, основной костяк преподавателей и работников сохранился и плодотворно трудился все годы войны. В октябре 1941 г. на заводе родилось замечательное движение стахановцев двухсотников и лучшим из них присваивалось звание «патриот Отечественной войны». Звания удостоен М. С. Савельев, выполнявший по пять норм в смену, награждённый медалью «За трудовое отличие», К. Борин, выполнявший по 3 нормы, награждённый медалью «За трудовую доблесть». По-ударному работали и фронтовые бригады А. Зиновьева, И. Симонова, А. Григорьева, А. Кузьмина, М. Ляхова и др., многие из них были студентами или выпускниками ГАВИАТа.
С 1943-1944 уч. года Партией и Правительством были проведены, в том числе и в ГАВИАТе, ряд мероприятий, направленных на улучшение учебно-воспитательной работы (пятибалльная система оценок, введение Устава, введение оценки за поведение, повышение зарплаты педагогам, установление стипендии учащимся и т.д.)».
Советское Правительство и Нарком Авиапромышленности высоко оценил работу ГАВИАТа, наградив 7 чел. орденами и медалями СССР и 18 человек значками «Отличник соц. соревнования НКАП». В музее нашего колледжа хранится информация награждённых, среди них: Волгин Аркадий Иванович (директор техникума) награждён орденом «Трудового Красного Знамени», преподаватель Шеховцов Г.Н. – орденом «Красной Звезды», преподаватели Чистов Г.Н., Локтионов М.А., Бурина Х.А. – орденом «Знак Почёта», преподаватель Вербловская М.М. – медалью «За трудовую доблесть. Большая группа преподавателей и сотрудников техникума за образовательную работу по подготовке специалистов была награждена значками «Отличник народного комиссариата авиационной промышленности».
«Значительное количество преподавателей и почти весь мужской состав обслуживающего персонала ушли на фронт. Большая часть студентов была переведена для работы на авиазавод…» - так кратко написано в докладе директора авиатехникума, и в подтверждение этого в музее колледжа имеются мемориальные доски с именами участников ВОВ. Их 24 человека. И молодые юноши и девушки работали на авиационном заводе по две, три, а порой и по четыре смены, не уходя домой. Сегодня, когда управлять целыми корпорациями можно лишь при помощи мобильного телефона, трудно понять, что значит сутками стоять у станка без еды и отдыха?.. Подростки, съедая небольшой продовольственный паёк, работали наравне со взрослыми, не допуская брака. Они быстро поняли, что цена плохо завинченной гайки – человеческая жизнь!
Директор Волгин А.И. пишет: «ГАВИАТу также пришлось потесниться и уступить студдом (общежитие), мастерские и почти весь учебный корпус эвакуированному заводу им. Маленкова».
В 1941 г. оборонный завод №119 им. Маленкова из г. Москвы был эвакуирован в тыл, в г. Горький. В г. Горьком завод разместился на 4-х площадках, в том числе в мастерских авиационного техникума на пл. 1 Мая, ныне пл. Горького. Всё оборудование собрали и запустили за 18 дней (!!!). А всего с момента остановки завода в г. Москве и до старта в г. Горьком прошли 41 сутки. В мирное время завод №119 не вернулся в Москву. А нижегородцы сейчас его знают как нижегородский завод ГИДРОМАШ.
Горьковчане принимали участие в сдаче крови для переливания раненым воинам. Среди доноров были работники и студенты ГАВИАТа.
В 1942г. комсомольцы ГАЗиСО выступили с призывом о сборе средств на строительство авиационной эскадрильи имени Зои Космодемьянской. Для этого собирали металлолом, устраивали концерты, оставались на сверхурочные работы. 15 июня 1942 года эскадрилья самолетов имени Зои Космодемьянской вылетела на Фронт.
Опасность наступления гитлеровцев на г.Горький была серьезной. Предстояло построить Горьковский оборонительный обвод. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщины и подростки - учащиеся средних школ, профтехучилищ, техникумов. Преподаватели, сотрудники, студенты ГАВИАТа принимали непосредственное участие в строительстве оборонительного обвода. Они рыли траншеи, противотанковые рвы, строили дзоты, устраивали завалы на лесных дорогах, устанавливали надолбы. К январю 1942 года строительство оборонительного рубежа было завершено.
Жители городов приходили на помощь труженикам сельского хозяйства. В 1943 и 1944 годах в колхозы области выезжало более 240 тысяч горожан. Студенты ГАВИАТа вместе с сотрудниками принимали участие в уборочной кампании, в прополке посевов, сенокосе и уборке урожая.
2 июля 2020 года Нижнему Новгороду было присвоено звание «Город трудовой доблести». По этому поводу в Нижегородском кремле был открыт памятник труженикам тыла (автор — скульптор Алексей Щитов), с установкой которого помогли нижегородские предприятия, внесшие особый вклад в Победу. Их названия запечатлены на постаменте памятника.